О проекте

Что мы должны знать о городе, чтобы обжить его, полюбить и почувствовать своим? Желательно, конечно, знать, как развивался и строился, как назывались улицы и площади. Но еще важнее почувствовать его пульс, биение его крови, которое выделяет его среди сотни тысяч других городов и делает неповторимым. Услышать людей, которые жили здесь до тебя и наполняли твой город смехом и слезами, страстью и страхами, придавали ему смысл и наделяли Судьбой, формируя то, что мы называем ментальностью города, определяем как его характер.

Воспоминания. Что может быть нежнее и достовернее?

Именно на личных воспоминаниях, на старых выцветших фотографиях из личных архивов и построен проект, который мы назвали «Был такой Город». Был – не потому что исчез, перестал существовать, а потому что город меняется, как меняемся и мы сами. И нас интересует то далекое время, когда сами мы были маленькими, а мама и папа молодыми. Это проект о людях, которых уже нет, и по которым тоскует сердце. Это способ осознать свой город как дом, как семью, где личные воспоминания выстраивают коллективную память, а фото из частных архивов складываются в общий семейный альбом.

«Был такой Город» - это проект, который придумали в 2007 году дагестанские журналисты Светлана Анохина и Полина Санаева. Само собой, сначала взялись за Махачкалу – город, в котором обе они родились. Раз в месяц в одном из республиканских еженедельников выходил разворот с двумя главами-монологами, герои которых вспоминали о самом обыденном – о детстве, о юности, о городских хулиганах, уличных продавцах газировки, городских сумасшедших и первых красавицах. И вдруг обычные бытовые зарисовки стали складываться в объемную яркую картину городской жизни начала и середины минувшего века. Из небытия всплывали старые названия улиц, неторопливый патриархальный уклад жизни приморского города, зазвучали песни, которые сейчас уже никто не помнит, а главное, сошли с фотографий, заговорили, заулыбались люди, которых давно уже нет.

Проект стал народным в самом лучшем понимании этого слова. Люди стали сами записывать свои воспоминания, приносили в редакцию семейные альбомы. А иногда именно читатели помогали героям публикаций вспомнить, кто этот усатый красавец рядом с дедушкой, или установить, где именно стоял дом, в который вселились молодые и влюбленные родители, как гремел бидончик, с которым мама посылала за молоком, как цвела акация, и что находилось на месте нынешнего торгового центра.

Обычно проекты такого рода делаются с упором на известных людей, спортсменов, артистов, политиков и прочих селебрити. Но этот проект демократичен, тут на равных депутаты и билетерши, сапожники и дирижеры, актеры и маргиналы. Их объединяет одно – они Горожане. Проект БТГ – это поэтизация обыденной простой и прекрасной жизни, попытка формирования идентичности не на основе национальной или религиозной, а по факту причастности к Городу.

Концепция проекта позволяет использовать огромный пласт иллюстративного материала из семейных и государственных архивов, музейных экспонатов, причем без привязки к парадным событиям и официальному календарю. Это и фотографии, и документы, вплоть до читательского билета или метрики о рождении, и даже гашеные марки, конверты и открытки со штемпелем, на котором указано название города.

По определению директора музея истории г. Махачкала Заремы Дадаевой, проект стал «пунктом обмена воспоминаниями», хранилищем коллективной памяти. Понятное дело, что грех было не поделиться такой идеей с другими, и в течение нескольких лет, слава интернету, авторы искали единомышленников, которые могли бы развивать проект в других городах. И нашли (хвала интернету во второй раз!). В Самаре откликнулась писательница и корреспондент «Новой газеты» Наташи Апрелева, в Иерусалиме – писатель и друг Ксения Агалли, Эля Жабалиева, юрист из Нальчика, не сумела отбиться, так же как не сумела отбиться поэт и астролог из Львова Марина Курсанова, во Владикавказе была застигнута врасплох Алина Акоефф, которая в общем-то киношник, а в Ташкенте обнаружилась уже сложившаяся команда и любимая Саша Данильски, которые приняли идею на ура. Ну, а сама замечательная Светлана Анохина, оставшись без соавтора Полины Санаевой, переехавшей в Москву, разыскала среди своих же, среди журналистов, Анну Гаджиеву. И с 2012-го года они обе совершают регулярные набеги на чужой в общем-то город Дербент, потрошат семейные альбомы доверчивых дербентцев и расспрашивают их об историях, которые всколыхнули город лет 70, а то и 100, назад.

Ну, а в феврале 13-го года республиканское издательский дом «Эпоха» выпустил книгу-альбом «Был такой Город. Махачкала» по материалам проекта. По словам Шихабутдина Микаилова, директора ИД, за 8 лет существования «Эпохи» ни одна книга не раскупалась с такой скоростью. Сейчас «Эпоха» подумывает о переиздании, что в наши дни, когда электронные книги вытеснили бумажные, большая редкость. Книгу покупают не только потому, что в чужих воспоминаниях всплывает имя их деда, а на чужих фотографиях обнаруживается лицо прабабки, но и потому, что по сути дела больше и нечего подарить тем, кто уехал из Махачкалы и тоскует по этому городу. Книгу везут как сувенир наряду с балхарскими глиняными осликами, работами унцукульских мастеров и коньяком.

Этот сайт – попытка свести проект воедино, ведь до этого он существовал на разных интернет-площадках. И он, с самого начала заявленный как открытый проект, остается открытым. Любой человек, желающий работать в предложенном формате по своему городу, может быть уверен, его тут примут с радостью, стоит только написать. Все контактные адреса и телефоны даны на сайте. Все объяснят, покажут, помогут, поделятся, а сайт дополнится еще одной страничкой.

СКАЧАТЬ КНИГУ        СКАЧАТЬ АРХИВЫ ПУБЛИКАЦИЙ


Всегда ваши, с любовью,
Светлана Анохина и Анна Гаджиева